Проведите этот урок, чтобы помочь своим ученикам получить ключевые знания и навыки проектной деятельности; учиться эффективно справляться со своими задачами в любой сфере жизни: грамотно формулировать цели, расставлять приоритеты, оценивать и управлять ресурсами, рисками, временем так, как это делают специалисты ведущих ИТ-компаний.
Сегодня важным звеном, а также ожидаемым карьерным развитием специалиста в любой компании и особенно в ИТ-сфере является деятельность по управлению проектами или «проектный менеджмент». Успех любого проекта в IT, будь то создание веб-сайта, интернет-магазина, робота или запуск нового мобильного приложения, зависит во многом от менеджера проекта (руководителя проектной команды),который наряду с глубокими знаниями в области технологий и программирования, должен владеть навыками, методами и инструментами управления проектом и его ресурсами.
Осознание уникальности и многоаспектности управления ИТ-проектами может стать мотивацией учеников к погружению в эту сферу профессиональной деятельности, а освоение ее современных подходов и инструментов станет выгодной инвестицией в их будущее, ведь решение любой жизненной задачи можно рассматривать как проект, а методологию управления проектами считать одним из самых эффективных способов успешного достижения поставленной цели.
Предлагаем вам методический комплект, который позволит спланировать и провести занятия по теме “Управление проектами” с учениками любой ступени обучения и уровнем подготовки:
Наиболее предпочтительным будет вариант проведения урока, когда школьникам после просмотра фрагмента видеолекции предлагается обсудить с учителем материал в формате интерактивной беседы, пройти тренажер, а в качестве рефлексии на завершающем этапе урока провести в группах анализ модельных ситуаций и решение одной или нескольких задач из предложенных в сценариях для проведения рефлексии.
При отсутствии технической возможности работы с онлайн тренажером в классе, вы можете предложить ученикам поработать с ним самостоятельно в качестве домашнего задания, а на уроке после просмотра и обсуждения видеолекции на этапе рефлексии разобрать в классе несколько модельных ситуаций.
Видеолекция состоит из трех тематических блоков, которые представляют разные спикеры:
С учетом возрастных особенностей обучающимся 1-4 классов рекомендуется предложить для просмотра и обсуждения на уроке только 1-ю и 2-ю части видеолекции.
Желательно, чтобы лекция носила интерактивный характер. Для этого мы рекомендуем следовать опорным вопросам и рекомендациям приведенным ниже.
При работе с видеолекцией важно обратить внимание школьников на ряд ключевых понятий, связанных с управлением проектами, которые обсуждаются в процессе видеолекции.
Обратите внимание! Работа с тренажером по теме “Управление проектами” доступна для работы только в режиме онлайн со страницы акции (в разделе урока “Ученику”). Допускается парная работа за одним компьютером.
Основная цель и идея компьютерного тренажера - в игровой форме в модельных ситуациях применить полученные в ходе видеолекции представления о методах управления проектами. По результатам работы с тренажером школьники усвоят основные составляющие деятельности по управлению проектами: планирование, распределение ресурсов, взаимодействие с заказчиком и членами команды.
Игра состоит из двух уровней (миссий): восстановление завода и увеличение эффективности его работы. На этом примере школьникам предстоит исследовать особенности и применить два метода управления проектами: «Водопад» и «Аджайл».
Обучающимся 1-4 классов предлагается для прохождения только 1-й уровень тренажера по методу “Водопад”. Обучающимся 5-11 классов предлагаются оба уровня тренажера.
Ориентировочное время прохождения каждого из уровней 5-8 минут.
Ниже предлагаются 5 различных сценариев и инструкции для проведения интерактивной рефлексии. Каждый сценарий предполагает:
Обратите внимание!
Школьникам предстоит построить план-график реализации проекта по благоустройству школьного двора и визуализировать его с помощью диаграммы Ганта. Рассматривая в классе эту жизненную ситуацию как проектную, в соответствии с методом «Водопад», вы сможете подвести класс к выводу о том, что грамотное планирование и визуализация работ по проекту поможет им управлять и при выполнении всех условий цель может быть достигнута. При этом, стечение обстоятельств может помешать выполнению проекта и привести к срыву плана работ. Эти проблемы решаются при гибких технологиях управления проектами.
Школьники выступят в роли команды разработчиков мобильного приложения, а учитель - заказчиком приложения. Ребятам в командах предстоит пройти несколько итераций и воспользоваться методом визуального ранжирования, чтобы определить ключевой функционал приложения, сформулировать и приоритезировать ключевые цели и задачи; сформировать гибкий план работы команды над продуктом - представить список итераций по совершенствованию мессенджера.
По результатам работы команд вы сможете подвести класс к выводу о том, что сравнивая результаты ранжирования в разных группах и интересы заказчика, можно прийти к оптимальному решению, а гибкие методы управления проектом позволяют внедрять новые функции и совершенствовать свой продукт постепенно, в каждой итерации.
Этот сценарий может стать продолжением анализа предыдущего. Ученики моделируют диалог с заказчиком (в роли которого выступает учитель) на основе принципов «проектного треугольника» по вопросу разработки мобильного приложения. Анализируя ресурсы времени, денег и качество (функциональность),вы сможете подвести ребят к выводу о том, что при внесении изменений в один из этих элементов меняются оба других. И хотя для проекта в равной степени важны все три элемента, как правило, только один из них в зависимости от приоритетов имеет наибольшее влияние на другие.
Этот сценарий позволит школьникам сформировать и ранжировать список критериев успешного проекта (для обсуждения в группах рекомендуется использовать метод визуального ранжирования). В процессе обсуждения версий каждой команды вы сможете подвести школьников к выводу о том, что проект – это сложный, многогранный и интересный процесс, который имеет свои критерии успеха и трудности его достижения.
В этом сценарии школьники в диалоге с учителем рассмотрят вопрос о своей карьере в качестве проекта. Этот вариант модельной ситуации может быть реализован на уроке в 8-11 классах. Он поможет вам подтвердить утверждение о том, что гибкие методы управления проектами пользуются популярностью для решения реальных жизненных задач и подвести ребят к выводу о том, что отношение к карьере как проекту позволяет грамотно использовать свои ресурсы (время и деньги),четко понимать на каком этапе вы находитесь и что необходимо сделать, отслеживать продвижение к цели.
Пройдите урок в роли «Учитель», чтобы получить сертификат за организацию. Скачайте или распечатайте его — для этого внесите свое имя в графу всплывающего окна. Сертификат также выдается за участие в вебинаре перед началом урока.
Сертификат можно использовать в качестве достижения в электронном портфолио педагога.